Особо идейные. За что хвалят и награждают рекламистов. Репортаж от sib.fm

25.05.2012

Реклама, пожалуй, единственный из видов искусства, который всегда на виду, хочет того аудитория или нет. Реклама не пылится в музеях и библиотеках, не скапливается в запасниках галерей, и никто никогда толком не знает, кто её сочиняет. Показать себя и увидеть других на новосибирский фестиваль рекламы «Идея» приехали рекламисты из 49 городов России и ближнего зарубежья, а корреспондент Сиб.фм познакомился с их работами и стал свидетелем, пожалуй, самого трогательного момента в местной истории рекламы.

 


Задача

Провести шестнадцатый по счёту ежегодный фестиваль рекламы «Идея» его организаторы решили под лозунгом «У нас нет идей», и тем самым немного слукавили. Свежих идей на фестивале и у его участников было столько, что церемония награждения победителей растянулась на четыре часа, но поскольку рекламисты люди творческие, безобидное лукавство им можно простить.



У всех, кто изучает стенды с рекламными плакатами и проектами, установленными возле лекционных залов, на лицах одни и те же эмоции: люди сперва вдумчиво изучают картинку, потом улыбаются, а кто-то даже смеётся в голос.

— Годы идут, а они всё юморят! — замечает мужчина с бейджем «участник».

— Ну а что им ещё делать? — отвечает парень с большим фотоаппаратом.




Символом первого национального фестиваля рекламы «Идея» стало колесо


На стендах можно встретить знакомую всем рекламу «Сникерса», утверждающую, что «ты не ты», экзотические места на карте, которые находит только «Яндекс», фантазии на тему «до и после» нашей услуги и множество плакатов со стишками.



За три дня фестиваля именитые рекламисты и медийщики из разных уголков русскоговорящего мира провели для участников больше 15 лекций и семинаров, в том числе на тему довольно спорного вопроса о социальной ответственности рекламы. Редактор популярного сайта о рекламе Adme.ru Ксения Лукичева рассказала о том, как использовать уличное искусство для увеличения продаж, а главный редактор Сиб.фм Ива Аврорина — о нестандартных формах продвижения в сети.

 

Решение

Жюри фестиваля отсмотрело 1056 работ более чем от 300 участников из 49 городов России и СНГ, составило шорт- и лонг-листы, пригласило представителей агентств для публичной защиты своих рекламных кампаний. Там и проявилось всё буйство талантов рекламистов, когда под весёлый рэп в зал, пританцовывая, вбежали новые герои екатеринбургской клубной жизни — Дискобой и Девочка-Индейка.

Ребята из агентства Red Pepper несколько месяцев держали в тайне от городской клубной аудитории, что это за персонажи, посещающие все вечеринки города, и зачем их яркие «лица» появляются на страницах светской хроники. Оказалось, они рекламируют новый клуб, но даже после того, как карты открылись, популярность персонажей не спала, утверждают авторы идеи.



То же агентство, продвигая новый ресторан французской кухни, удивило всех известных блогеров и журналистов Екатеринбурга, отправив им курьерской службой живых лягушек в контейнерах. Лягушек потом, конечно же, вернули — в обмен на ужин в ресторане.



«Лягушачьи лапки», в дословном переводе с французского, звучат как «лягушачьи окорочка»
 

А санкт-петербургские копирайтеры показали проект, направленный на борьбу с расизмом среди болельщиков футбольного клуба «Зенит». По их замыслу, для этой цели лучше всего подходит самый великий нерусский из всех русских поэтов — Александр Пушкин, который речитативом призывает болельщиков не бросать темнокожим игрокам на поле бананы.

Загадочный миф о супергерое изобрёл 12-й телеканал Красноярска. В местных блогах и соцсетях в 2011 году появились скандальные записи с видеорегистратора на старой «Волге», водитель которой таранил всех, кто его подрезал.


Дорожный мститель, называвший себя «Наказатель», оказался героем новой передачи канала, посвящённой борьбе с хамством на дорогах.
И там уже Наказатель никого не таранил, а его машину можно было наблюдать в Новосибирске в течение трёх дней фестиваля.





Результат

Как отмечают участники, фестиваль получился очень компактным — большая часть мероприятий проходила прямо в гостинице, где жили гости, а вечерние неформальные мероприятия — в барах неподалёку. Возможно, благодаря именно таким, не всегда трезвым посиделкам, «Идея» и получилась не только профессионально полезным, но и душевным событием, что высоко оценили иногородние гости.



— Мы стараемся участвовать только в самых авторитетных фестивалях России, жюри которых мы доверяем, — рассказывает арт-директор компании General Line из Самары Ирина Карандаева. — «Идея» — один из них, я постоянно отправляю сюда свои работы с 1997 года, но приехать решилась впервые.

Приехала — и обалдела от Новосибирска и от самого события! Сравнивая с остальными фестивалями, могу сказать, что «Идею» отличает расположенность к общению. И если на московском международном фестивале рекламы (ММФР) все чопорные, гордые и пафосные, поэтому особого толку от присутствия там нет, то здесь же все организаторы, жюри и эксперты абсолютно доступны для общения — можно подойти к любому человеку и свободно поговорить.

Как вы тут это в Новосибирске делаете? Я не знаю.

Победителей в различных номинациях награждали по традиции статуэтками-звёздами. Гран-при фестиваля получило агентство R&I Group за рекламную кампанию для Opel, ориентированную на хипстеров. В её роликах веселый шведский парень путешествует на мопеде и напевает беззаботную песенку, заканчивающуюся строчкой «Yes, Of Corsa!».

Специальный приз «Ванна Идей», который выглядел действительно как ванна, получили ребята из екатеринбургского агентства «Восход». Их столик буквально сиял от наград: там возвышалось девять золотых звёзд, девять серебряных и шесть бронзовых.



Обладатели «Ванны идей» должны выпить из неё шампанского, чтобы идеи не покидали

 

 

Как признал ведущий церемонии награждения, Екатеринбург показал в 2012 году лучшую рекламу. Новосибирские же копирайтеры не попали даже в шорт-лист.

— Креатив развивается волнами, я не могу это объяснить какими-то субъективными закономерностями, — комментирует один из организаторов фестиваля Александр Филюрин. — Огорчаться особо не нужно, просто сменилось поколение молодых талантливых ребят. Сейчас «Восход» из Екатеринбурга пробился — и у них в городе пошла волна развития.



Потом все их сливки уедут в Москву, и произойдет некое опустошение. В то же время что-то изменится в Новосибирске. Это мой 16-й фестиваль, и я видел в своё время такую же волну в Красноярске, несколько волн в Новосибирске. В общем-то... городов больше нет.

Серьёзно, на рекламной карте России, помимо столиц, есть Екатеринбург, Новосибирск и Красноярск, где периодически прёт креатив. Всё остальное выжигает Москва.

Забавно, что за время жизни фестиваля сложилась ситуация, что в нём стали участвовать люди, которые пришли в профессию гораздо позже, чем появилась «Идея», — продолжает Филюрин, — и им уже кажется, что мы были всегда. Поэтому мы имеем целое поколение рекламистов, которых мы фактически воспитали.




Пока гости пересчитывали свои звёзды, а ведущий заканчивал прощальную речь, на сцену поднялся участник делегации «Восход» Антон Котовский. Ему досталось на один приз больше, чем его коллегам — прямо со сцены он сделал предложение своей девушке Наталье и немедленно получил согласие.



Зрители аплодировали и называли Антона настоящим мужиком. Потом в блоге фестиваля он признался, что это была лучшая из его идей, рождённая прямо на «Идее». Вероятно, сказалась та самая креативная обстановка.

 

 

Дмитрий Гвоздев, журналист

фотографии Сергея Мордвинова

Сиб.фм