Дневники фестиваля. Ксения Лукичёва, редактор AdMe.ru: У нас нет идей, почему удалась "Идея!"

22.05.2012

На прошлой неделе в Новосибирске завершился 16-ый национальный фестиваль рекламы "Идея!". AdMe.ru там был, все видел, и у нас есть стойкое ощущение, что в прошлом году мы были на другом фестивале.

Когда в 2011 году Всеукраинская рекламная коалиция решила оставить в своем рейтинге всего один российский фестиваль, и Идея оказалась за бортом, многие поговаривали, что новосибирский конкурс если уж не загнется вскорости, то выживет с трудом. Ноги у этих разговоров росли понятно откуда - украинские агентства стабильно подавали приличное количество работ и не менее стабильно забирали примерно треть наград. Да и российский АКАР высокими рейтинговыми баллами Идею не балует.

Но судя по тому, как все прошло в этот раз в Новосибирске, Идея откуда-то взяла второе дыхание и опять претендует на то, чтобы стать главным российским фестивалем. Как минимум, по открытости, уюту и отсутствию пафоса.

Самое важное в профессиональных конкурсах - это итоги. Которые, как известно, никогда не придутся по душе абсолютно всем участникам фестиваля и просто сторонним наблюдателям. Но жюри под руководством Андрея Губайдуллина, почти двое суток просидевшее взаперти, своей работой довольны, и им не стыдно. А у нас нет поводов не доверять этим людям.

На Идею-2012 было подано 1056 работ от 305 участников из 49 городов России, Беларуси, Украины, Казахстана, Балтики - примерно на 200 меньше, чем на Идею-2011 (вот они, почти полным составом "отвалившиеся" украинцы). 168 наград было присуждено, весьма себе урожайно: один Гран-при, 40 золотых звезд, 58 серебряных, 64 бронзовых и 5 спецпризов.

Гран-При получило агентство R&I Group за "хипстерскую" кампанию Yes Of Corsa для Opel, а "Ванну Идей", которая в этом году наконец-то выглядела так, как и должен выглядеть один из главных призов всякого нормального фестиваля, ожидаемо получил "Восход". Многие участники в шутку отмечали, что пора бы и совесть иметь, но так или иначе из 37 поданных работ 34 прошло в шорт-лист, а 24 прошли дальше: девять первых мест, девять вторых и шесть третьих. Конкурентов у екатеринбургских креативщиков не было вообще. Постоянные обитатели первых рейтинговых строк Leo Burnett, BBDO и Instinct получили 5, 9 и 9 наград соответственно.

На Идее вообще очень многое поменялось, и, как это ни странно, ни одного изменения к худшему не произошло. Когда я покидала Новосибирск, пожаловалась директору фестиваля Елене Кардаш: "Лена, что ты наделала, мне не за что ругать Идею, у меня получится хвалебный материал и последуют обвинения в предвзятости". Лена с хитрой улыбкой развела руками.

Многие рекламисты ждали, что фестиваль наконец разведет разные номинации по разным коллегиям жюри, но окончательно этого так и не произошло. Но кое-какие подвижки наметились: жюри в Новосибирске судило не все работы, а лонг-листы, которые были сформированы по результатам онлайн-работы профильных коллегий жюри. Специалисты по диджиталу определяли, какие из работ не пройдут дальше заявки в категории "интернет-реклама", дизайнеры - в дизайнерских номинациях и так далее. А вот дальше уже жюри было традиционно сводным. Нам в AdMe.ru, честно говоря, симпатичны оба подхода: и разные коллегии, и единая. И единая нравится тем, что жюри приезжают не только вершить судьбу наград, но и учиться, невзирая на статус. Учиться у коллег оценивать работы из несвойственных члену жюри медиа. Работать в рекламе и замыкаться только на цифре, брендинге или креативе - нельзя.

Еще одно малозаметное изменение в жюри и экспертах касалось сетевиков. В этом году дирекция Идеи постаралась максимально ограничить число представителей "монстров", а вместо этого пригласить гениальных людей из регионов: Санкт-Петербург, Уфа, Екатеринбург, Барнаул и так далее. Представитель родного Новосибирска в жюри был только один, да и тот на стадии лонг-листов. Среди победителей новосибирцы также не обнаружены, даже в шорт-листах.

Впервые на Идее была представлена номинация "Нейминг", где сокрушительную победу одержал уфимский "Paradox Box" - из шести присланных заявок четыре в результате были удостоены наград. Кроме них отметились первой победой в новой номинации екатеринбуржцы "Штольцман и Кац", они получили бронзу. Не подумайте дурного, Парадокс и Штольцман соревновались не только друг с другом - общее количество заявок в нейминге приближалось к пятидесяти.

То, что Идея наконец съехала из здания "Сибирской ярмарки" у черта на рогах и провела в этом году фестиваль в центре города в отеле "Новосибирск", тоже нельзя отнести к плохим изменениям. Куда более уютная, камерная обстановка со всеми удобствами и местами, где можно поесть, это еще один здодровенный кирпич в строительство атмосферы фестиваля. Мастер-классы проходили в конференц-залах. Один из них был довольно маленький, и желающим послушать спикера приходилось толпиться в проходе у дверей, но никто не жаловался - видимо, было интересно.

Аккредитовалось на фест около 300 человек, и более ста из них стали свидетелями самого трогательного момента в истории российских рекламных фестивалей. На церемонии награждения копирайтер из Восхода Антон Котовский, поднимавшийся на сцену 9 раз за золотыми наградами, решил подняться еще раз. Для того, чтобы рассказать собравшимся о двух главных мечтах своей жизни: завоевать прекрасную Наташу и работать в Восходе. Обе мечты осуществились, но чего-то все равно не хватало. Антон трясущимися от волнения руками достал из кармана кольцо и попросил Наташу, приехавшую на Идею с ним, сменить фамилию на Котовская и жить с ним долго и счастливо.

Растроганные рекламисты вытирали глаза, обнимались со счастливой парой, потрясали наградами и говорили: "Как удалась в этом году Идея". AdMe.ru возразить нечего.


 

Ксения Лукичева
AdMe.ru