Дневники фестиваля. Телевидение и маркетинговые исследования – традиции умирают, но сопротивляются

17.05.2012

Первый после открытия семинар  - своего рода коалиция традиционных сил.

Выступление под названием  «Телевидение и Интернет. Конкуренты, союзники или параллельные миры?» провели  представитель TNS Светлана Попова,  и представитель Видео Интернешнл Илья Джумаев. Для понимающих - своего рода «союз сильных».
 
Само по себе объединение знаковое – исследовательский рынок испытывает «вторжение»  исследований на основе on-line панелей, что провоцирует определенный отток бюджетов из традиционных методов исследований,  традиционные СМИ также постоянно говорят о перераспределении бюджетов рекламодателей в пользу Интернета. Так что, в определенном смысле, выступающие представляли «пострадавшую» от Интернет-бума сторону.
 
Как всегда, «семинар от TNS» (термин из программки фестиваля)  порадовал  качественно сделанной, подготовленной и структурированной презентацией (я сейчас имею в виду обоих ораторов), обилием цифр и различного фактологического материала.
 
Аудитория в зале разнообразила  традиционные просьбы: «а можно презентацию?» (после  особенно интересных слайдов с диаграммами)  активным фотографированием  информации с помощью мобильных устройств. Год назад, мне кажется, фотографий в процессе семинаров было гораздо меньше.
 
Смысл выступления прекрасно проиллюстрирован Ильей отрывком из фильма «Москва слезам не верит» на тему скорой смерти традиционных медиа. И театр, и кино, и телевидение до сих пор живы, и будут здравствовать и далее, вместе с интернетом – в этом утверждении ораторы были солидарны.
 
Светлана  Попова  традиционно построила свое выступление  на использовании  результатов измерений TNS в разных странах.
Телесмотрение не только не падает  со временем, оно растет или  сохраняется в прежнем объеме, говорит оратор. В 2011 г. В среднем по миру респондент уделял телесмотрению 3 часа 16 минут в сутки. В РФ телесмотрение составляет 219 минут, или 3 часа 39 минут в день,  в Сибири показатели еще выше – 233,1 минут, или  3часа 53 минуты в день.
 
Интерес к телесмотрению сохраняется и в группе молодых людей – так, если средний американец смотрит ТВ в среднем 4 часа 53 минуты в день, американцы в возрасте  15-24 посвящают этому занятию 3 часа 32 минуты – тоже достаточно солидный кусок своего времени.
 
Соперничает ли ТВ с интернетом? Оратор отмечает проникновение Интернета в крупных городах на достаточно высоком уровне – в Новосибирске – 67%, в Москве – 70% (среди населения старше 12 лет), постепенное снижение темпов роста рынка и  его постепенное насыщение.
Наиболее молодежным (в смысле аудитории) по мнению г. Поповой является сегмент мобильного интернета. В Новосибирске аудитория мобильного интернета составляет сегодня 20% и прирост  за год составил 5% аудитории.
 
Причем половина пользователей мобильного интернета выходят в сеть с обычных телефонов (49%),  44% пользуются смартфонами.
Развитие рынка, по мнению оратора, возможно за счет интергации интернета и телевидения. Так, уже сегодня 28%   респондентов в РФ  смотрят телепередачи через интернет хотя бы раз в месяц, активно развивается сегмент  нового поколения телевизоров, с функциями подключения к Интернету. Таким образом, происходит перекрестное пользование контентом  с помощью  различных устройств – современные пользователи  смотрят ТВ через копьютер и выходят в Интернет через телевизор.
 
69% пользователей Интернет смотрят телевизор каждый день, подхватывает эту тему Илья Джумаев. Интеграция Интернета и ТВ решает коммуникационные задачи клиента.
Илью Джумаева волнует и другой, не менее насущный вопрос – насколько опасен Интернет для традиционных СМИ в плане оттока бюджетов рекламодателей.
 
Сегодня в среднем по РФ (со ссылкой на данные ФОМ)  уровень проникновения  Интернета  составляет 47%, а его доля в «рекламном пироге» - 16%.
Далее Илья перешел к рассуждению на высокие темы: «Справедлива ли доля интернет рекламы?», «За счет чего она может прирасти?».
 
Ответы приготовлены заранее, по мнению оратора, потенциал развития интернет рекламы может быть реализован за счет:
1. Удачных креативных решений и развития медийной рекламы в Интернете.  Оратор сетует на отсутствие опыта удачной интернет рекламы, недостаточную «базу» для развития 
2. Использование синергетического эффекта от реализации комплексных прогарммм продвижения (с использованием нескольких каналов)
3. Регионального развития (рост проникновения Интернета в малых и средних городах РФ)
 
«Отъедает» же интернет реклама бюджеты прежде всего прессы и наружной рекламы, радио, а никак не телевидения.
 
Светлое будущее телевидения и  Интернета предопределено еще и потому, что рекламодатель, по мнению оратора,  более уверен в измеримости телерекламы (ее можно зафиксировать, записать, просмотреть).
 
Последнее утверждение вызвало бурное обсуждение проблем просчитываемости  эффективности рекламы на ТВ и в Интернете, а также подняло вопросы доступности рекламы на разного рода каналах. Причем слушатели говорили об относительной недоступности ТВ рекламы не только в плане дороговизны, но и в плане меньшего числа возможностей для размещения  по сравнению с Интернетом (перегруженность телевидения рекламой, необходимость планировать размещение «сильно заранее» и т.п.).
 
Представители Видеоинтернешнл несколько раз подчеркнули необходимость «договариваться»  в каждом конкретном случае, на чем первый семинар первого дня Идеи и был завершен.
 
 
Рада Малышева www.ap-ra.ru 
Фото: Дмитрий Ермаченко