Как сделать фирменный стиль?

17.05.2012

 

 

Как сделать фирменный стиль?

О том, каким подходом в работе над созданием фирменного стиля и логотипа руководствуется компания «Paradox Box»,  рассказали нам арт-директор Ильшат Байбурин и директор Елена Осадова.

В понимании Ильшата профессия дизайнера довольно далеко выходит за рамки владения художественными навыками.  Дизайнер должен обладать знаниями в таких областях, как психология, история,  маркетинг, часто приходится изучать технологию. Работа над каждым новым проектом предполагает полное погружение в проект, тему, творческий источник. Что бывает, если во время работы над проектом упущены важные детали, никак не связанные с профессиональными навыками рисования, Ильшат продемонстрировал на примере компаний «Билайн» и «МТС». Он объяснил, почему стиль для «Билайн» можно считать удачным, а для «МТС» – нет. Дело в том, что англичане, работая над созданием знака для МТС, не учли, что «тема яйца для нашего культурного пространства неоднозначна». А наши соотечественники — люди исключительно творческие, и если в названии или в знаке есть что-то, что можно исказить, это будет искажено.

Лейтмотив семинара – что к логотипу нельзя относиться просто как к набору графических элементов. «Это, прежде всего, решение, тот язык, которым ты будешь разговаривать с человеком. Почему логотип Coca-Cola стоит дороже, чем все заводы? Потому что это нечто эфемерное, что живёт в головах у людей. Это и есть самое дорогое».

Тема фирменного стиля неразрывно связана с неймингом. Эффективное название, с точки зрения Ильшата, должно обладать четырьмя важными признаками: недеформируемость, простота, понятность и концептуальность.  Логотип и название должны трактоваться однозначно и положительно. Логотип не должен требовать никакой расшифровки. «Если нужно пояснение – это полная фикция и неадекватность», – считает Ильшат.

Возвращаясь к теме фирменного стиля для «Билайн», Ильшат отметил такое интересное преимущество этого логотипа, как  возможность размещать его  на очень маленькой площади. Стиль «Билайн» настолько хорошо продуман, что баннеры этой компании узнаются издалека, и их не спутаешь с другими, даже если логотип убрать совсем. А вот фирменные стили многих компаний, продающих, например, бытовую технику, не имеют индивидуальности, и все как один на баннере размещают одно и то же: фото товара и цену. Поэтому, чтобы хоть как-то друг от друга отличаться, им приходится большую площадь занимать логотипом.

Условно все визуальные решения при создании фирменного стиля Ильшат делит на «формальные» и «концептуальные». Он привёл пример формального подхода: просто красивый значок размещён рядом с адресным блоком на различных рекламоносителях. Чаще всего фирменным стилем называют именно это. Закономерно, что при приёмке такой работы заказчик задаёт много вопросов о деталях: почему так, а не этак. «Когда вы делаете концептуальную работу, вы работаете в другом пространстве», – говорит Ильшат. Если концепция понята дизайнером точно, то работа принимается сразу.

О том, как это работает в жизни, Ильшат и Елена рассказали на примерах работ своей студии: «Полтора века классной работы» (150-летие Гимназии №3), фирменный стиль для чая и кофе «на вынос» «BeGUCCI». Работа для гимназии представляет собой надпись мелом на доске – стиль, понятный каждому. В работе для «BeGUCCI» (которая, между прочим, является одной из самых награждаемых работ в категории «Фирменный стиль») Ильшат показал, как коммуникация эффективно работает, уже начиная с названия. Названием бренда стал неологизм – производное от слова «бег». Слоган является расшифровкой: «Для бегуччих по делам».  «Название и слоган – единая фонетическая конструкция, –  считает Ильшат. – Слоган разгадывает загадку, которой является название». Также важной частью этой коммуникации стали персонажи в виде бегущих животных, снабжённые характеристиками, которые можно отнести и к типам личности.  Работа выполнена в неформальной манере и оставляет место улыбке. Такой стиль соответствует именно этому бизнесу и именно этому бренду. Для банка, например, нужны совершенно другие идеи и средства.

Ильшат и Елена привели пример проекта, когда заказчики пошли на значительные изменения в своём продукте под влиянием концепции дизайна, предложенной «Paradox Box». И речь шла о целом жилмассиве, не о коробочке для йогурта! «Архитекторы реально перерисовали дома, после того как мы придумали концепцию и предложили дизайн», –  поделился Ильшат.

Елена Осадова поделилась с аудиторией рассказом о тонкостях взаимоотношений с заказчиками. Было очевидно, что к любому проекту  студия «Paradox Box» подходит максимально творчески, и в случае спорных моментов готова тратить немалые усилия, чтобы уберечь заказчика от неправильного выбора.

Было высказано много интересных мыслей, относящихся не только к теме семинара:

«Присутствие заказчика в искусстве идёт ему на пользу. Как только искусство стало «свободным», оно очень быстро дошло до своего тупика. Свободного творчества не существует».

«Наличие проработанного дизайна говорит о буржуазности культуры, об уровне развития экономики».

«Когда дизайн виден – это плохой дизайн».

«Дизайнер – это уникальная профессия. Когда ты погружаешься в проект, то получаешь такой сгусток лакомой информации, который обогащает твою жизнь».

– Должен ли быть у дизайнера свой стиль?

«Хороший дизайнер – это стакан с водой: он не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета. Проект в его руках может стать вином или коньяком. С другой стороны, невозможно избавиться от своего языка, он проявляется в композиции, в мотивах. Но это не должно быть манерой. Свой стиль – это не цитирование самого себя».

«Надо работать с теми людьми, которые принимают решение, как бы сложно это ни было. Процесс создания визуального образа для компании – это компетенция первого лица».

– Стоит ли делать специально фестивальную работу?

«Это прежде всего нечестно по отношению к заказчику, когда вы за его деньги пытаетесь самовыразиться. Если человек платит вам деньги, если вы профессионал, вы обязаны решать те задачи, которые он перед вами ставит. А фестивальные или нефестивальные – это планка, уровень, на котором вы работаете. Если у вас внутри всегда стоит творческая задача – искать концептуальные решения,  тогда сами собой будут появляться работы, достойные фестиваля. Такие решения делать намного приятнее, намного легче утверждать».

Текст: Лола Самборская, Дарья Колякина.

 

http://www.paradoxbox.ru/begucci.html

http://paradoxbox.ru/150-years-of-gymnasium-3.html